Россия начинает важнейший этап испытания вакцины от ВИЧ/СПИДа на добровольцах
Её можно будет запустить в производство и спасти миллионы жизней. Наш корреспондент Виталий Лукашов узнавал подробности. Через несколько дней эти ампулы разломят, жидкость наберут в шприц и введут 21 добровольцу. Начинается первая фаза испытаний вакцины. Имена смелых не разглашаются. Их не показывают. Несмотря на то, что препарат испытали на животных, в Медакадемии имени Павлова людей все равно предупреждают о возможных побочных эффектах.
Татьяна Красносельских, доцент кафедры дерматовенерологии с клиникой СПбГМУ им. академика И.П. Павлова: «Никаких проблем даже при многократном превышении дозировки не было. Но вы понимаете, животные это животные, а у людей все немного иначе. Но мы, конечно же, надеемся, что никаких проблем не возникнет». Внутри холодильника температура -83°C. Здесь вся – советская и российская – история ВИЧ: образцы сыворотки крови заболевших. В компьютере профессора Козлова до сих хранится изображение самого первого ленинградского случая 1987 года. Так выглядит вирус иммунодефицита человека, с которым профессор сражается или, как говорит, фехтует уже 20 с лишним лет.
Андрей Козлов, профессор Санкт-Петербургского государственного университета, доктор биологических наук: «Верю и в вакцину, верю и в то, что эпидемию ВИЧ/СПИДа мы победим. Другое дело, смотрите: оспу искоренили за 100 лет. Когда было принято решение искоренить оспу, прошло 100 лет, когда мы этого достигли как человечество. И точно так же, поскольку СПИД – болезнь еще более коварная, десятилетия уйдут на то, чтобы мы победили эту эпидемию».
О работе Козлова в этом году написал самый авторитетный мировой научный журнал «Сайенс». Там удивляются, как в российских условиях удалось расшифровать ДНК вируса и додуматься, что на ее основе можно создать вакцину. В этом и есть главное ноу-хау ученого, к которому санитарное руководство страны относится с изрядной долей скепсиса.
Геннадий Онищенко, главный государственный санитарный врач России: «Для изобретателя вакцины это какая-то идея, еще не оформленная. Для меня, кондового, скучного во всех смыслах практика, вакцина – это когда она имеет регистрацию, когда она имеет промышленно изготовленную форму. Вот это вакцина. Но нет пока таких решений, к сожалению. Я так же грущу, как и вы».
Как известно, в 1993-м ученые вообще заявляли о невозможности и нецелесообразности работы над вакциной после того, как мир отошел от паники, когда выяснил причину тысяч внезапных и непонятных смертей.
Петербургские медики подчеркивают: вакцина – это не лекарство, а профилактика. Ее должны вводить как прививку, здоровым людям. Причем наша разработка ориентирована только на российский тип вируса. На испытания уйдет, как минимум, три года. Если эксперимент окажется удачным, потребуется время и на то, чтобы поставить производство на конвейер, который, возможно, выведет к свету в конце темного тоннеля.
По данным: http://epidemiolog.ru/news/detail.php?ELEMENT_ID=162572